Для многих покупателей качество товара в приоритете, ведь мало кому нужна вещь, которая быстро сломается. То же самое верно и про услуги ― качество важнее цены, поскольку некачественная работа потребует переделывания и повторной траты денег. Поэтому компаниям-производителям и фирмам, оказывающим услуги, периодически нужно анализировать свои процессы, чтобы повысить качество деятельности. Комплексно улучшить положение помогает система менеджмента качества предприятия. Ее внедрение содействует улучшению товара, оптимизирует протекающие внутренние процессы, выводит компанию на новый уровень.
Что такое СМК
Система менеджмента качества (СМК) ― это набор методик, проверенных практик и схем, упорядочивающих внутреннюю работу компании. Новая политика предприятия определяет технологии производства, методы оказания услуг, направленные на повышение качества продукции или выполнения работы. Для модернизации производства предприятия государством выдаются специализированные займы.
Мировой основной стандарт системы менеджмента качества предприятия ― ISO9001. Разработан при участии более 150 стран. Это позволило всесторонне исследовать разные подходы для выявления лучшего. Национальный стандарт ИСО ГОСТ 9001 идентичен международным требованиям. Соответствие компании настоящему стандарту подтверждается сертификатом, выдающимся аккредитованным центром.
Для чего внедряется СМК
Система менеджмента качества выгодна предприятиям, поскольку помогает:
Благодаря увеличению срока службы товара, улучшению функционала, экологической чистоты, клиенты будут выбирать эту компанию, рекомендовать ее другим. Такие условия будут содействовать росту бизнеса.
Требования для сертификации ISO9001
Сертификация по ГОСТ ИСО 9001 в РФ не обязательная, а проводится на добровольных основах. Для получения сертификата руководителю или уполномоченному лицу предприятия нужно обратиться в аккредитованный центр по сертификации, имеющий лицензию. Подается заявка на прохождение сертификации соответствия стандарту ИСО 9001. К пакету документов прилагаются:
- Регистрационные данные предприятия (ОГРН, ИНН, ТН ВЭД продукции, выписка из ЕГРЮЛ, адрес, фамилии учредителей).
- Лицензии, разрешения и другие сертификаты организации.
- Кадровая структура компании со схемой руководства, подразделениями.
- Используемые технологии при производстве или выполнении работы.
- Сведения об образовании сотрудников, стаже работы, уровнях ответственности.
Центр по сертификации анализирует полученные материалы. Изучает протекающие на предприятии процессы, проводит аудит компании на соответствие требованиям национального стандарта ИСО. Если есть расхождения, разрабатываются методики по их устранению. Поэтому процесс сертификации занимает от нескольких недель до нескольких месяцев.
Чтобы система менеджмента качества заработала, потребуется разработать следующие документы:
- Руководство по управлению документацией.
- Регламенты для выполняемых процессов.
- Принципы качества, на основании которых будет оцениваться уровень оказания услуги или выпускаемого товара.
- План по утилизации или переработке несоответствующей нормам продукции.
- Схемы проведения регулярного внутреннего аудита.
- Краткосрочные и долгосрочные цели в области качества.
- Техническую и нормативную документацию.
Плюсы для компании от внедрения СМК
Хотя внедрение системы менеджмента качества предприятия стоит денег, оно дает преимущества:
- Выделяет компанию на фоне конкурентов, выпускающих аналогичные товары или оказывающих такие же услуги.
- Служит бесплатной рекламой производства, поскольку копии сертификата можно размещать на официальном сайте, ссылаться на соответствие ИСО 9001 в маркировке.
- Дает право на участие в правительственных тендерах и гос.закупках.
- Позволяет выйти на международный уровень, а не только оказывать услуги внутри страны.
- Содействует привлечению новых инвесторов, поскольку компания с сертификатом ИСО 9001 производит впечатление более стабильной и перспективной.
- Повышает доверие к предприятию со стороны партнеров.
- Помогает сократить количество брака на производстве и минимизировать несчастные случаи.
- Содействует росту прибыли.
- Оптимизирует внутренние процессы, чтобы эффективнее использовать рабочий потенциал и время.
Фирмы, применяющие систему менеджмента качества, получают более быстрый ответ на запрос о предоставлении кредита. Им предоставляют более выгодные условия кредитования.
Принципы управления
В основе СМК ИСО 9001 заложены несколько руководящих принципов:
- Ориентация на клиента. Компания учитывает мнение покупателей или клиентов, чтобы предоставлять такие услуги/товары, которые соответствуют их потребностям. Периодически проводятся исследования, опросы на эту тему.
- Корпоративная культура. Создание комфортной внутренней среды, чтобы сотрудникам хотелось выкладываться на результат, нравилось работать в компании.
- Мотивация персонала. Создание стимулов, вовлекающих сотрудников в процесс для повышения уровня качества.
- Пример со стороны руководства. Руководящее звено ― главная действующая сила преобразований для улучшения результата.
- Развитие системного подхода. Достижение поставленных целей осуществляется не хаотично, а по четко налаженным процессам. Их соблюдение одинаково для всех подразделений компании.
- Совершенствование фирмы. Постоянная работа над улучшением технологий.
- Использование фактов. Принятие решений на основе конкретной статистики, фактов.
- Ориентация на взаимовыгодные отношения. Сотрудничество с проверенными поставщиками и партнерами для сохранения стабильности производства.
Этапы внедрения СМК
Для внедрения СМК необходимо спроектировать модель, соответствующую конкретному бизнесу, поскольку ИСО содержит общие руководящие принципы. Намечают, какие технологические процессы потребуют изменения, обсуждают кадровые перестановки. Выбирают новые рабочие схемы для приведения деятельности компании в соответствие с национальными стандартами.
Следующий этап внедрения СМК ― обучение персонала новым методам работы. Ознакомление с шаблонами, донесение цели СМК, подчеркивание выгоды для сотрудников.
Далее ― контроль над исполнением нововведений. Важно назначить ответственных за процессы, чтобы разделить уровни ответственности, четко видеть слабые звенья. Измерить пользу от внедрения СМК можно количественно по росту проданных товаров, повышению заявок на услугу, увеличению прибыли, добавлению новых положительных отзывов. После внедрения руководство компании самостоятельно продолжает анализировать деятельность с целью постоянного улучшения.
Система менеджмента качества по ГОСТ ИСО 9001 способна изменить деятельность фирмы к лучшему. Это поможет не просто оставаться бизнесу на плаву, а двигаться вперед. Для инициирования процесса внедрения можно сперва найти аккредитованный центр по сертификации.