Цель бизнеса заключается в получении максимальной прибыли. А главное условие успешного развития – это повышение эффективности, за счет следования оптимальному плану. Российские предприятия и коммерческие организации ставят перед собой конкретные задачи. Их выполнение позволяет достигать новых стадий улучшения показателей в выбранном направлении. Сейчас есть несколько основных тенденций и видов моделей. Рассмотрим ключевые принципы, правила, а также связь этапов жизненного цикла предприятий с достижением важных целей и задач.
Тенденции и этапы
Специфика мировой экономики влияет на формирование стратегий развития предприятий разных государств. Также некоторые особенности взаимодействия субъектов торговли побуждают руководителей, менеджеров компаний искать новые формы продвижения, рекламы, создания интересных товаров или услуг (с учетом своей целевой аудитории). В 2024 году главным признаком является глобализация мировой экономики. Мэри Фергюсон десятилетия назад описала изменение принципов управления, выделив перспективные формы деятельности.
Новая парадигма развития бизнеса – это акцент на долгосрочную эффективность и постоянную трансформацию, выполнения базовых задач. Можно сделать вывод, что для работы предприятия сейчас требуется внедрение методов, инструментов и подходов, ориентированных на достижение долгосрочных целей. При этом управление должно учитывать жизненный цикл компании (концепцию, описывающую этапы становления бизнеса). Контроль за переходом от одной стадии – это важная обязанность руководства.
Все чаще исследователи отмечают связь плана компании с ее жизненным циклом. В этом подходе нашли выражение все методологии, тенденции. Следование этим принципам позволит максимально использовать возможности роста, а также исключить кризисные ситуации для бизнеса:
- Этап зарождения – нужно сосредоточиться на разработке концепции, идеи, создании товара или услуги, а также подготовке команды. На этой стадии важно пройти регистрацию юридического лица, найти источники финансирования, выйти на рынок, а также наращивать материальные, нематериальные ценности.
- Этап роста – требует усиления маркетинговой активности, повышение уровня производства, улучшение свойств выпускаемых товаров или услуг. На этой стадии важно оптимизировать бизнес-процессы и уделить внимание грамотному решению управленческих, организационных, финансовых задач.
- Этап зрелости – необходима поддержка финансовой независимости бизнеса, выпуск продуктов с улучшенными свойствами. Цель этого этапа заключается в привлечении клиентов из основной аудитории, которые в дальнейшем могут стать постоянными покупателями.
Последний этап развития предприятий или коммерческих организаций представляет собой упадок, стабилизацию, стагнацию результатов. В зависимости от конкретных финансовых, организационных и управленческих данных, нужен комплексный анализ, а также обнаружение причины снижения эффективности коммерческой деятельности. Отказ от правильной модели приводит к ошибкам, которые становятся причинами упадка коммерческой организации (ее банкротства или ликвидации). Это главный риск в реализации подхода, основанного на долгосрочных целях.
Виды стратегий
Первая причина, почему вашему бизнесу необходима стратегия долгосрочного развития, — это возможность донести до потребителя ценность предлагаемых товаров или услуг. Без общей концепции (плана действий) сложно расширить целевую аудиторию, рынок влияния компании. В актуальных условиях российские предприятия могут выбрать одну из трех видов стратегий развития – базовую, конкурентную или функциональную. Эти три направления достижения долгосрочных целей имеют уникальные особенности.
Например, базовая относится к категории сложных из-за планирования обобщенного типа, а конкурентная – помогает создавать конкурентные преимущества. Функциональная стратегия более универсальна, а также необходима для каждого из подразделений предприятия. В 2024 году российскому бизнесу важно выбрать одну из лучших стратегий:
- Сохранения – для поддержки текущего финансового положения;
- Обнаружения «захватчика» - для решения кризисных проблем, невозможности работать в автономном режиме;
- Нишевого лидерства – для расширения в сегменте рынка, для продолжения динамичного развития компании с использованием имеющихся финансовых ресурсов (необходимых для ускоренного роста предприятия).
Есть и десятки других современных стратегий, которые направлены на среднесрочные и долгосрочные цели. Именно акцент на эффективном планировании, прогнозировании результатов, отсутствие ценности в виде разовой прибыли являются залогом успеха. Понимание значимости процесса, а не единичных результатов помогут руководителям предприятий улучшить объем продаж, прибыль и другие показатели.