Иногда компания ведёт активную деятельность с большими продажами, но при этом практически дохода нет. Всему виной издержки предприятия. Разберемся, что это такое.
Что такое издержки предприятия
Издержками называются траты, которые компания несёт при производстве, продаже продукции. Примером этих трат будут оплата труда, сырья, энергоресурсов и т.д. Все издержки должны быть посчитаны, заложены в стоимость продукта, к тому же она должна учитывать и маржу. То есть, расходы на производство влияют, как на себестоимость, так и на цену товара.
Какие бывают издержки
Обычно их делят на внешние и внутренние. Однако, это не единственная классификация. Также траты могут быть:
- Постоянными;
- Переменными;
- Общими.
Чтобы определить общие, необходимо переменные издержки предприятия сложить с постоянными.
Также издержки бывают бухгалтерскими и экономическими. Первые – это траты на материалы для предприятия. Вторые – стоимость продуктов, услуг, если бы ресурсы использовались оптимально.
Кроме этого, есть деление на явные и неявные издержки. К первым относятся затраты на ресурсы, которых нет в непосредственном распоряжении у компании. К явным относятся:
- Оплату труда;
- Покупку или аренду помещения, оборудования;
- Оплату коммунальных услуг;
- Покупку сырья и т.д.
Неявными называются внутренние расходы. Например, это та прибыль, которую бы компания получила, если бы использовала активы более эффективно. Другой пример: прибыль, которая бы была, если средства вложить в другую область.
Издержки бывают возвратными и невозвратными. Вторые могут быть определены, как расходы, которые не возвращаются при ликвидации предприятия. Например, рекламные материалы, на которые были потрачены финансы, невозможно продать. Такие траты называют платой за вход на рынок, и избежать их не получится.
Возвратные можно вернуть хотя бы частично или даже полностью. Например, для деятельности компании были куплены станки, помещение. При ликвидации их можно продать и получить компенсацию.
Что касается внешних издержек производства предприятия, то к ним относится:
- Плата контрагентам;
- Оплата материалов;
- Налоговые отчисления;
- Вознаграждение внештатным сотрудникам;
- Транспортные расходы.
Внутренние издержки – это те, которые предприятие несёт на оплату собственных ресурсов. Примером является заработная плата сотрудникам. Сюда относят амортизацию, но с некоторой оговоркой. Если оборудование достигло полного износа, то придётся покупать новое, и делать это у других компаний, что уже будет внешними тратами.
Как рассчитать
Приведем формулы расчета некоторых издержек:
- Общие: TC = VC + FC, где VC – переменные, а FC – постоянные;
- Предельные: MC=TC/Q, де ТС – изменение общих издержек, а Q – изменение объёма произведенных товаров;
- Средние: ATC = TC/М, где М – совокупность объёма производства.
Чтобы увеличить прибыль, руководство предприятия должно стремиться сократить все виды расходов.
Как планировать издержки
Чтобы вести предпринимательскую деятельность, необходимо уметь анализировать, планировать собственную деятельность. В том числе, прогнозировать расходы. Только понимание, куда, сколько тратится, даёт возможность найти способы снизить издержки. Это в свою очередь приводит к снижению себестоимости товаров, что позволяет получить больше выгоды. К снижению расходов стремятся по следующим причинам:
- Увеличение привлекательности товара для покупателей;
- Повышение конкурентоспособности предприятия;
- Оптимизация расхода ресурсов;
- Повышение прибыли;
- Рационализация процессов в компании;
- Увеличение рентабельности бизнеса.
Есть следующие популярные способы снижения издержек:
- Уменьшение численности сотрудников;
- Оптимизация производственных процессов;
- Модернизация оборудования;
- Снижение расходов на закупку сырья (поиск новых поставщиков);
- Вывод некоторых работников из штата;
- Уменьшение расходов на аренду помещения (переезд в меньшее здание или в отдаленном районе).
При этом не должно пострадать качество продукции. На самом деле, ухудшив товар, практически всегда можно добиться сокращения трат, но это вряд ли пойдет на пользу бизнесу.