Инновационные проекты способны улучшить качество жизни потребителей, повысить уровень оказания услуги, явить миру новый продукт. Они содействуют росту экономики, дают дополнительные рабочие места. Но воплощение в жизнь инновационного проекта связана с выполнением определенных этапов, грамотным управлением, рисками. Поэтому рассмотрим процесс разработки, особенности и основные принципы управления, чтобы эта деятельность достигла поставленных целей.
Что это такое
Понятие “инновационный проект” подразумевает создание нового продукта, процесса или услуги, которые не было ранее. Это новое средство связи, кухонная техника, изоляционный материал, химическая жидкость. В процессы входят: технологии обработки, изготовления привычных товаров новым путем, сокращающим затраты, повышающим качество. Разработка новых услуг, не оказываемых никем ранее, тоже поддерживает сущность внедрения инновации. К таким бизнес-моделям относятся как компьютерные технологии, так и рабочие процессы на заводах, фабриках, для которых государством реализуются льготные займы.
Существует несколько видов инновационных проектов:
- Монопроекты. Новаторская идея одна и продвигается на рынок единственной фирмой, обладающей патентными правами.
- Мультипроекты. Группа монопроектов, которыми занимаются 2-10 подразделений. Управление ведется из одного центра. Конечная цель заключается в решении целого комплекса задач. Такое возможно в области медицины, компьютерных технологий, военной промышленности и пр.
- Мегапроекты. Целая система программ (обычно с государственным финансированием) под управлением министерств. Для управления создаются отдельные центры, каждый из которых отвечают за свою отрасль. Деятельность направлена на разработку и внедрение прорывной технологии, способной изменить целую отрасль.
Реализация оправдана, если создание и продвижение продукта представляет пользу для большинства, а не узкой группы людей, несет коммерческую выгоду.
Управление
При реализации инновационного проекта придерживаются нескольких этапов:
- Обсуждение появившейся идеи с целью определения ее важности, способов воплощения, пользы, выгоды.
- Исследование рынка для выявления конкурентов, потребностей, спроса.
- Научные исследования, предложение и разработка первого прототипа.
- Опытные исследования рынка, изучение отзывов.
- Устранение найденных недостатков, улучшение.
- Создание условий для коммерческого использования (реклама, инвестирование).
- Промышленное производство.
- Внедрение, получение прибыли, расширение регионов сбыта, продвижение.
Принципы
Заниматься разработкой инновационных проектов могут: предприятия ОПК, различные НИИ, холдинги, ВУЗы, производители. Компании, оказывающие услуги, стараются улучшать их или расширять ассортимент. Разработчиком выступает сам производитель или он поручает это сторонней группе, озвучив цели и задачи.
Сама идея может заключаться в копировании похожей технологии, улучшении, что выведет оказание услуги или свойства товара на новый уровень. Или же можно параллельно развивать несколько дублей, дав свободу командам для экспериментов, чтобы создать новинку. Важный принцип для компании, желающей осуществить прорыв, ― поощрение сотрудников к инновациям. Должна быть прямая мотивация к улучшению товара или оказанию услуг, изобретению новых подходов. Например, за предложение обоснованной идеи, которая пойдет в разработку, сотрудник получает дополнительную премию. Руководство должно озвучивать, в какой области ожидаются улучшения, предложения, какие задачи первостепенные для компании.
Когда идея одобрена, важно создать четкую структуру по разработке и продвижению, иначе работа может долго стоять на одном месте. Нужно утвердить:
- на какие тренды следует равняться при разработке;
- кто ответственный за каждый этап;
- какие задачи должны решаться новым процессом, товаром;
- чего нужно избегать;
- на какие механизмы и ресурсы можно рассчитывать;
- какое вознаграждение предусмотрено для участвующих;
- какие поставлены сроки.
В отношении сроков нового проекта придётся проявлять гибкость, ведь здесь могут потребоваться доработки, дополнительные проверки расчётов, изменения.
Риски
Берясь за управление инновационным проектом, нужно постараться предвидеть возможные риски. В случае обычных продуктов доступен опыт конкурентов, поэтому нетрудно предвидеть сложности и заранее их обойти. Но инновация подразумевает внедрение нового товара или услуги, поэтому остается только выстраивать гипотезы, какие сложности могут возникнуть на пути. Вот некоторые из них:
- Научно-технические риски. Есть вероятность, что внедрить на поток затею не получится из-за нехватки опыта инженеров, недостаточно высокой оснащенности производства. Возможны отклонения в параметрах по ОКР. Нередки срывы сроков, возникновение непредвиденных проблем.
- Риски правового обеспечения проекта. Некоторые товары сложно сертифицировать, поскольку они не подпадают под существующие стандарты. Трудно определить их категорию, установить ТН ВЭД. Конкуренты могут быстрее запатентовать схожую технологию и выпустить ее на рынок раньше ввиду лучшей оснащенности производства. Ошибки при патентовании или выборе патентной защиты, ограничения в сроках, потеря лицензии ― все это ставит под угрозу запуск и продвижение. Тогда затраты на разработку окажутся напрасными.
- Риски коммерческого предложения. Порой ожидания от реализации не оправдываются, хотя на стадии испытаний и изучения рынка, аудитория проявляла повышенный интерес к разработке. Или возникли другие трудности, мешающие рынку воспользоваться проектом. Тогда управление приходится закрывать или переделывать сам инновационный проект. Среди других коммерческих опасностей ― отсутствие надежных поставщиков, готовых продавать комплектующие. Срывы сроков со стороны поставщиков задерживают время или уменьшают объемы выпуска нового товара.
Страхование риска
Инновационный проект нуждается в системе риск-менеджмента, которая вовремя обнаружит опасности и предупредит их. Задействуются функции планирования, прогнозирования и мониторинга. Возникающие опасности система риск-менеджмента должна выводить в плюс или устранять.
В идеале при управлении новыми проектами стоит проверить гипотезы, обойдясь минимальными затратами. Нужна долгосрочная стратегия, понимание потребностей клиента. Это поможет спрогнозировать дальнейшее развитие по масштабному производству и реализации товара, оказанию услуги. Возможно страхование в страховой компании, но она не покрывает халатное исполнение обязанностей партнеров. Некоторые риски невозможно застраховать, поскольку вероятность их наступления слишком высока. Договор со страховой должен быть подробным, потребуется максимально спрогнозировать возможные ситуации.
Создание резерва
Следующий риск, который учитывают при управлении, ― необходимость увеличения финансирования. Он наступает из-за неправильных расчётов при планировании. Потребуются непредвиденные суммы, иначе всё окажется напрасным. В таком случае важно создать финансовый резерв на покрытие непредвиденных расходов.
Если состояние собственной фирмы не позволяет выделить дополнительный запас, потребуется найти инвесторов. Важно показать, что это не окончательный бюджет, а максимально возможный, если потребуются дополнительные расходы. Формируется несколько смет, показывающих расходы при позитивном и негативном сценарии. Это покажет наглядно возможные траты. Подготавливаются обоснования, описываются условия, при которых наступает необходимость в дополнительном финансировании.