Это особая форма бизнеса, которая была законодательно закреплена в России в 2009 году с вступлением в силу ФЗ 245. Согласно закону, суть социального предпринимательства состоит в том, что оно осуществляется для решения общесоциальных проблем, важных гражданам.
Несмотря на то, что предпринимательство носит социальный характер, оно, в отличие от некоммерческих организаций, является, прежде всего, бизнесом, а значит, приносит доход. Важен тот момент, что значительная часть полученной прибыли поступает не к акционерам или владельцу, а идет на расширение компании.
Что такое социальное предпринимательство
У него есть принципиальное отличие от обычной производственной деятельности, которая осуществляется в коммерческих целях. Этот бизнес направлен на реализацию тех задач, которые не ставят перед собой приоритет в наращивании прибыли.
Занимаясь решением важных для общества проблем, владелец компании берет на себя более серьезную ответственность. Он связывает свою деятельность с реализацией проектов в сфере экологии, медицины, культуры, образования, спорта и других сферах.
Критерии социального предпринимательства
Если бизнес помогает решать значимые вопросы общественно-социального характера, значит, компания может законно претендовать на получение определенного статуса. Тем более, что для предпринимателя, работающего в рамках ФЗ-245, государством предусмотрены серьезные преференции, льготы и меры поддержки. Данные по соц. предпринимательству собраны в единую федеральную базу, реестр опубликован на сайте ФНС. Сведения постоянно актуализируются и обновляются.
Законодательно установлены четыре условия социального предпринимательства. Получить статус можно в том случае, если ваша деятельность соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев:
- Не менее 50% процентов сотрудников в коллективе должны быть отнесены к социально-незащищенным группам населения. Это могут быть многодетные родители, матери-одиночки, пенсионеры, беженцы, члены семей участников СВО, инвалиды и др. Причем выплаты в пользу таких работников должны составлять не меньше четверти фонда оплаты труда на предприятии.
- Основные работы (производство товаров или оказание услуг) выполняются гражданами из числа граждан, социально незащищенных. Так, люди с ОВЗ зачастую готовы работать и могут действительно приносить пользу обществу, но им, как правило, сложно решить вопрос трудоустройства. С развитием социального предпринимательства эта проблема стала решаемой. Сегодня многие бизнесмены берут таких граждан на работу для выполнения физически доступных видов деятельности: плетение сумок, изготовление украшений, компьютерный дизайн и т.д. При этом важно, чтобы доходы от такой деятельности составляли минимум половину всей выручки.
- Целевая аудитория вашего производства – уязвимые в социальном плане категории населения. Если ваша компания выпускает, например, слуховые аппараты, ортопедическую обувь или проводит профессиональное обучение для мамочек в декрете, вы можете претендовать на получение статуса социального предпринимателя.
- Если ваш бизнес помогает людям в решении социально-важных проблем. Это могут быть, например, частные детские сады, пансионаты для пенсионеров или инвалидов, развивающие творческие центры, организации летнего отдыха детей и подростков. При этом также важно, чтобы минимум половина прибыли поступала в бюджет компании именно за счет этой деятельности.
В зависимости от того, под какую категорию подпадает ваш бизнес, готовится пакет документов с личным заявлением о включении в реестр социальных предпринимателей. Решение о наделении данным статусом принимается комиссионно. Подобные комиссии созданы в каждом регионе при уполномоченных ОИВ. Документы рассматриваются в течение 30 дней. По прошествии этого срока заявитель письменно уведомляется о принятом решении. В случае отказа заявителя должны проинформировать о том, какие для этого есть законные основания.
Это ежегодная процедура, поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы через год вновь подтверждать свой статус соц. предпринимателя. Тем не менее, с каждым годом реестр заметно увеличивается, можно сделать вывод о том, что система социального предпринимательства в нашей стране активно развивается.
Меры государственной поддержки
Понятие социального предпринимательства предусматривает не только требования к бизнесу, но и определенные привилегии для тех компаний, которые вносят свой вклад в решение общественно-значимых проблем.
Поддержка социального предпринимательства со стороны государства включает льготы по нескольким основным направлениям.
Финансы и имущество
Соц. предприниматель может рассчитывать на получение:
- беспроцентной субсидии из федерального бюджета, которая составляет от 300 тыс. до 1 млн рублей;
- региональных налоговых льгот, размер которых устанавливает отдельно в каждом субъекте РФ;
- банковских кредитов по сниженным ставкам;
- земельных участков или зданий в пользование на льготных условиях или безвозмездной основе.
Условия предоставления финансовых преференций в отдельных регионах могут отличаться, поэтому актуальные сведения можно уточнить в центрах «Мой бизнес».
Гранты
Это однократная выплата для поддержки промышленности и предпринимательства, размер которой определяет специальная комиссия. Одним из важных условий предоставления является софинансирования со стороны бизнесмена в объеме не менее 25 % от общей суммы.
Максимальный размер гранта не превышает 500 тыс. руб. в целом по стране и 1 млн для предпринимателей, осуществляющих деятельность в Арктической зоне. Минимально сумма грантовой поддержки не может быть менее 100 тыс. рублей.
Основные цели использования – приобретение расходных материалов, ремонт помещений, покупка сырья и др. Закон не допускает направление гранта на финансирование затрат, связанных с уплатой налогов, сборов, платежей для различных фондов, выплатой по кредитам.
Образовательные услуги
Социальные предприниматели также вправе рассчитывать на бесплатное консультирование или обучение по вопросам организации социального предпринимательства, масштабирования существующего бизнеса, разработки бизнес-планов, создания франшизы, и др.
Соц.предпринимателям доступны также меры господдержки, предусмотренные в рамках российского Нацпроекта развития среднего предпринимательства. Благодаря этому проекту государство помогает бизнесу на всех этапах: от разработки стартовой идеи до расширения.