Серьёзному бизнесу стоит задуматься над обособлением производства, что позволяет создать из одной компании несколько. Группа фирм будет и дальше солидно выглядеть в глазах партнёров, однако сможет лучше оптимизировать внутренние процессы. Чтобы это не выглядело в глазах налоговой дроблением одного бизнеса ради экономии на отчислениях, важна грамотная стратегия, обоснованность, верное юридическое оформление. Рассмотрим, как современной компании с промышленным предприятием обособить производство в новых экономических условиях России.
Предпосылки для юридического обособления производства
Представим себе фирму, которая занимается выпуском изделий из нержавеющего металлопроката. Компания сама закупает сырьё (трубы, листы, пруты). Самостоятельно обрабатывает (сверлит отверстия, протачивает на токарных станках, осуществляет сварку, шлифует, полирует, опрессовывает). Затем представители фирмы находят оптовых покупателей и сдают готовую продукцию в продажу. Отдельно у бизнеса есть собственные торговые точки для реализации. Одному руководителю уследить за всеми процессами, заботиться о внедрении новых технологий, повышать производительность сложно. Поэтому здесь возникает необходимость в обособлении производства.
Основная цель – выделить производственный участок в отдельную юридическую отрасль с собственным руководством. Это снизит нагрузку по управлению, поможет распределить риски, улучшит организацию труда, поможет оптимизировать налоговую нагрузку. Но для этого учитывают 5 моментов:
- Какие полномочия передать производству?
- Как распределить фактическую и юридическую зоны ответственности?
- Какой должна быть правильная мотивации для руководителя?
- Какие риски возможны, как их распределить?
- Какую налоговую систему выбрать?
Делегирование полномочий
На этапе обсуждения про обособление производства решают его степень влияния на рабочий процесс. Например, при закупке сырья промышленное подразделение может самостоятельно выбирать поставщиков, цены, качество материала, размер партии. При поступлении сырья на склад компании, осуществлять входной контроль качества. По сути, это станет отдельная фирма полного цикла, что снимет нагрузку с руководства основной компании. Но такая самостоятельность может привести к утрате контроля над деятельностью завода, ведь на нём могут начать принимать заказы «со стороны».
Или же производственный блок сможет только подсказывать закупщикам, какое сырьё необходимо, у каких поставщиков желательно приобрести. Но решения будут приниматься другим отделом. Тогда участок-изготовитель будет юридически независимым, но на практике останется зависеть от отдела снабжения, нагрузка на который сохранится. Зато сохранится и контроль над заказами.
Распределение ответственности
Независимо от нового юридического статуса производства, следует подробно расписать ответственность между группами компаний одного бизнеса. Например, если выбрана вторая схема, где закупщики сами определяют объемы и сроки закупки сырья, нужно прописать, что будет при сбое в сроках поставки.
Зачастую отдел снабжения делает выбор в пользу заказа крупных партий, поскольку это сулит дополнительные скидки. Но разрывы между поставками бывают большими. Поэтому производственный участок может столкнуться с ситуацией, когда металл (как в нашем примере выше) закончился. Или пришло сырье низкого качества: вместо AISI 302 пришла нержавейка AISI 204, которая все же ржавеет при частом контакте с водой. Необходимо заранее прописать, кто будет отвечать за срыв сроков поставок сырья, смещение выдачи готовой продукции, выпуск изделий ненадлежащего качества.
Мотивация
Начальника отдела производства можно сделать директором (с увеличением оклада), что побудит его вкладывать больше сил и стараний. Но, если это создаст повышенную нагрузку (придется подписывать много бумаг, вникать в другие документы), тогда производственный участок наоборот пострадает. Поэтому на эту роль, возможно, придется назначить другого человека из основной компании. Но важно не давать новому директору долю в капитале, поскольку сменить его будет потом труднее.
Диверсификация рисков
Если бизнес-процессы, связанные с закупкой и изготовлением, а также сбытом «завязаны» на одну компанию, то у нее должны быть все патенты, лицензии, разрешительные документы. Ей же придется разбираться с жалобами поставщиков или покупателей. Желательно полностью юридически разделить эти отрасли. Такое обособление позволит при необходимости быстро «перезапустить» сбыт через другую фирму, если возникнут проблемы. Но иногда сохранение сбытовой компании в приоритете, поскольку у неё есть долгоиграющие контракты с крупными партнерами. Тогда проще заново оформить предприятие.
Оптимизация налога с доходов и страховых взносов
Производство можно сделать ИП на упрощенном режиме, что значительно сократит бухгалтерскую работу. Это применимо, если доход не превышает 150 млн руб. в год. В таком случае возможна ставка 10,7%, относящаяся к «чистому» доходу, из которого уже вычтены расходы. В некоторых регионах России такая ставка составляет 5%.
В любом случае обособление производства и сотрудничество с главной компанией на основании договора товарищества помогает оптимизировать налоги. Это работает, когда главная компания закупает сырье, передает материалы исполнителю и забирает готовую продукцию для реализации. Такое движение материальных средств не считается продажей. Следовательно, производственное юридическое лицо платит налог только с дохода (оплаты за труд). При этом из полученной суммы вычитаются расходы на:
- заработную плату сотрудникам;
- аренду помещения;
- оплату коммунальных услуг;
- ремонт оборудования и пр.
Статус ИП позволяет взять «налоговые каникулы» при необходимости. Страховые взносы здесь составляют 20, а не 30% (зависит от вида производственной деятельности).
Нюансы взаимоотношения производства с другими подразделениями
Выделенное в отдельное юридическое лицо производство может быть независимым только на бумаге, а по факту, полностью подчиняться отделу сбыта. Последний будет диктовать, какая продукция пользуется спросом, сколько её нужно производить. Или же промышленный участок сможет брать и сторонние заказы, а материнской компании отдавать приоритет по срокам, размеру вознаграждения за труд. Распространены три варианта (модели) роли производственного объекта в бизнесе:
- Главный сбыт. Отдел, ориентируясь на рыночный спрос, сам делает заказ на сырьё, проверяет качество, передаёт на завод. Диктует количество готовой продукции, забирает и реализовывает товар.
- Равнозначность участников. Сбыт делает заявку на завод, указывая, какие характеристики готовой продукции необходимы. Завод заказывает сырьё у снабжения, оценивает качество, выпускает продукцию, отправляет товар в отдел сбыта. Здесь завод может влиять на ценообразование готового изделия в зависимости от выбора сырья.
- Главное производство. Завод сам решает, что выпускать и в каком количестве. Самостоятельно закупает сырьё, загружает производственные мощности. Отдел сбыта играет роль только продавца, устанавливая наценку на товар. Такая модель применима лишь к дефицитной продукции, на которую существует повышенный спрос.
Четыре юридических инструмента обособления
Отделённое юридически производственное предприятие требуется связать деловыми отношениями с основной компанией. Это делается одним из следующих способов:
- Заключается договор о прямых поставках товара для последующей продажи (защищает сбытовую компанию от внешних рисков).
- Составляется договор подряда о переработке давальческого сырья.
- Оформляется договор подряда иждивением подрядчика (заказчик только даёт заказы, а всё делает исполнитель). Но тогда исключается налоговая льгота, поскольку размер выручки превысит 150 млн руб., ведь стоимость сырья войдет в общее вознаграждение.
- Заключается соглашение простого товарищества. Даёт возможность создать ИП и использовать скидку на страховые взносы.
Когда нельзя обособить производство
Производство нельзя обособить, когда, кроме него, нет других отраслей бизнеса. Создание дополнительного ИП будет выглядеть, как дробление компании ради налоговой выгоды. Но, если есть разные виды деятельности, то разграничение ответственности и рисков – распространенная хозяйственная практика, подтверждённая решениями Высшего арбитражного суда.