Сейчас задачей коммерческих организаций является получение максимально возможной прибыли при снижении затрат на производство. Для ее выполнения важно использовать принципы распределения материальных активов. Контроль за денежными потоками, управление доходами и расходами помогают достичь стратегических целей развития любой компании.
Система бюджетирования на предприятии является основным инструментом распределения полномочий, мотивации, ответственность с учетом показателей деятельности юридического лица. Это иерархическое дерево, которое состоит из центров финансового контроля. Далее рассмотрим формирование системы бюджетирования на предприятии, принципы, этапы, правила.
Основные положения
Бюджетирование связано с управлением материальными и нематериальными активами бизнеса. Эта система включает экономическую модель, план действий, стратегию контроля за финансовыми результатами, а также разработку, утверждение целевых показателей. К дополнительным компонентам относят:
- Управление персоналом с учетом целевых показателей, критерий производительности труда, принятых в компании;
- Распределение ресурсов между ЦФО, проектами, бизнес-единицами;
- Прогнозирование, планирование, моделирование ситуаций для правильного реагирования в разных внешних условиях;
- Контроль за действиями компаний-конкурентов, изменениями стоимости сырья, оборудования, материалов, необходимых для производства;
- Исследование стратегических мероприятий компании (как они могут повлиять на показатели за отчетный период).
Организация системы бюджетирования на предприятии представляет собой стратегию управления, контроля денежными показателями бизнеса, а также реагирования на изменения, внешние, внутренние риски развития юридического лица. Есть разные формы распределения финансов, но в основе этой модели лежит вариативность развития событий в денежных показателях. Для собственников бизнеса важно увеличить, сохранить прибыль в указанные промежутки времени (в течение года, квартала, месяца). Достижение поставленных целей позволяет компании переходить к расширению, открытию новых производственных центров (к этапу роста объемов продаж).
Как сформировать систему впервые?
Постановка системы бюджетирования на предприятии требует комплексной подготовки. Нужно пройти через несколько этапов изучения бухгалтерской отчетности, прогнозирования, планирования будущих результатов, указания целей и задач (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных). Стоит отметить, что важной стадией является формирование бюджета. Для этого необходимо соблюдать принцип разумной достаточности. Не преуменьшайте статьи расходов и стремитесь правильно разделять ответственность между бизнес-структурами или проектами.
Важно: Некоторые предприниматели используют не методы бюджетирования, а финансовое планирование. Эти два подхода отличаются друг от друга. Планирование – это общее понятие, которое включает создание последовательности действий по достижению цели. А грамотное распределение денежных средств является процессом подготовки, реализации, контроля и анализа использования активов бизнеса. Сущность системы бюджетирования в том, что это выполнение плана по управлению доходами и расходами.
Три правила разработки плана действий:
- Подготовка списка ЦФО по проектам, задачам (отделений коммерческой организации);
- Заполнение таблицы доходов, расходов по основным, повторяющимся статьям;
- Консолидация данных из таблицы для расчета первичного бюджета (он будет обладать минимальной или отрицательной доходностью).
Когда бюджет рассчитан, руководство приступает к выбору целей, задач на отчетный период. При это важно учесть и операционные затраты (прямые, косвенные), оценить взаимосвязь всех показателей (имущественных, производственных, логистических). Далее нужно подготовить финансовую структуру, установить ответственность персонала за достижение указанных целей, а также выделить направления дальнейшей работы.
Модель контроля денежных потоков состоит из учета статей, аналитики финансовых и нефинансовых показателей, сценарий планирования, регламента и сбора фактов для разных ситуаций. Также к ее компонентам относят управленческую учетную политику, требования к оценке результатов за отчетные периоды. Планирование целей и подцелей – это инструмент, который позволяет предприятию развиваться, решать операционные вопросы, устранять недостатки в производственной и иных видах деятельности.